Очень часто мне задают вопрос: «а какой  йогой вы занимаетесь?» Причем вопрос этот задают и люди, которые только собираются начать практиковать, и давно занимающиеся («какой йогой мы занимаемся?»). Не хочется каждый раз задавать встречный вопрос: «а о какой йоге вы имеете представление?» Ведь вопрос "какой йогой вы занимаетесь" задается для того, чтобы сопоставить ответ с тем, о чем имеешь представление  и повесить этикетку, а значит, человек должен уже разбираться в разных видах йоги. Чтобы не вдаваться в разбор полетов на тему компетентности в данном вопросе спрашивающего, я обычно отвечаю, что мы занимаемся хорошей йогой )).  Согласитесь, мало кто знает, чем, собственно, отличается хатха-йога от крийя-йоги, янтра-йога от кундалини-йоги или чем, например, отличается «хатха-йога» в традиции Дхирендры Брахмачари от того, что передает  Б.К.С.Айенгар. Чем отличается хатха-йога по методике йога-23 от аштанга-виньяса йоги? Такие вопросы можно задавать сотнями. Или, например, человек спрашивает: «ну, это же хатха-йога?» Что для него «хатха-йога»? Если начинаешь спрашивать об этом, натыкаешься всегда на «лотос», стойку на голове, ногу за этой самой головой и «дыхательные» упражнения. Но это все есть почти в каждой «йоге», отличие - в методиках освоения, акцентах, приоритетах и, иногда, целях.   Стоит упомянуть еще один смешной момент. Часто начинающие ёжики и умудренные опытом (неудачным, видимо) йогонавты ожидают от занятий  использование инструктором как важнейшей части обучения кучи заграничных ругательных  слов из серии «париврита прасарита падоттанасана».  Если используются эти магические заклинания, то это йога, а если инструктор может все опошлить, сказав, что надо поставить ноги широко, наклониться, поставить руки на пол, а потом одну поднять и потянуться ей к потолку…. Какая ж это йога?! И неважно, что в первом случае инструктор не удостоит вас объяснениями, а во втором очень подробно расскажет,  как все это выстроить в целостную структуру и проконтролировать, как посредством этого сдвинуть систему «тело-дыхание-ум» к единству.  Все равно – первые занимаются йогой, а вторые не йогой. Кстати, когда-то я так и говорил: «мы занимаемся не-йогой». 

 

   Если мы спросим у известных преподавателей известных направлений, какой йогой они занимаются, они обычно сообщают название раскручиваемого ими бренда. Но если пойти дальше и спросить про истоки их личных авторских методик, то выясняется, что там та-а-акой коктейль (и это очень даже неплохо).  Да, есть традиционные «линии передачи», где всё передается от и до  от мастера   ученикам, но сейчас не об этом – реально этим занимаются единицы («прикоснувшихся» и чувствующих себя исключительными в связи с этим  значительно больше, конечно). Сейчас о том, что передается открыто на благо  человечества в индустрии оздоровления и просветления. Практически любая  авторская методика – результат исследования автором целой кучи авторских методик и традиций плюс, естественно, свои наработки, свой опыт. Причем, что интересно, зачастую йоги (from Индия ) в этой куче  будет ну очень мало. Там будет  цигун, тайцзицюань/багуачжан/синъицюань, восточные боевые искусства,  гимнастика, прикладная кинезиология, остеопатия, телесно-ориентированная психотерапия, современные психотехнологии  и …немножко йоги.  ))) И это не преувеличение – в 95% случаев так и будет. В оставшихся 5% вам вообще скорее всего не назовут стиль/школу, а просто назовут имя мастера/мастеров – и это будет значительно ближе к сути дела. В общем, при наличии здравого смысла и небольшого понимания того, как работает рынок можно понять, что когда преподаватель говорит, что проводит занятия по «ххххх-йоге», это никак не подтверждает того, что «ххххх-йога» - это йога. Ни в смысле, что имеет какое-то отношение к какой-либо традиции «оттуда», ни в смысле, что имеет отношение к сути данного понятия.  Кстати,  бывает и наоборот – слово «йога» не используется, но то, чем занимаются – йога.

 

     На мой взгляд, очень здорово, когда преподаватель много знает и много попробовал и пробует видов/стилей практики. Желательно -  не только практики йоги, но и смежных дисциплин. Грустно  смотреть на инструкторов, у которых в «послужном списке»   один  преподаватель  и они  не знают ни других вариантов выполнения упражнений, ни аналогов техник, ни объяснений,  кроме  «так тренер/мастер сказал».  Проф.эрудиция равная нулю... Конечно, можно все это оправдать «народной статистикой», утверждающей, что 90% «специалистов» в любой профессии – дилетанты. Но все равно грустно. Я считаю, что объяснение «так мастер сказал» нормально звучит из уст занимающегося, но когда так говорит своим подопечным  преподаватель…  Преподаватель, кроме личного уровня практики (без этого вообще не о чем говорить), должен уметь показать и объяснить, объяснить не только фразой «так делают уже 5 тысяч  лет», но и адекватно – без признаков прогрессирующей эзотерии. Преподаватель должен иметь четкую методику освоения программы (которая должна существовать), а значит, должен понимать к чему, собственно, эта программа должна приводить занимающегося через некоторое время и в предполагаемом итоге – в точке когда «официальная часть программы» освоена. Преподаватель должен уметь строить программу данного конкретного занятия  так, чтоб очень часто у занимающихся на выходе из зала возникало ощущение, что «сегодня программа была подогнана под меня» - не в смысле, что делали «то, что я люблю», а в смысле, что разрешились некоторые текущие проблемы/вопросы.  Преподаватель должен продолжать развиваться – посредством своей практики и посредством изучения опыта других специалистов. Преподаватель должен уметь хотя бы слегка сдвигать занимающихся (объяснением, программой, своим состоянием) к состоянию йоги – к целостности, контролю, естественной расслабленности.  А значит, в сторону здоровья, эффективности, ясного осознавания происходящего и свободы.  Занимающиеся, спросите себя  -  это ли происходит на ваших занятиях? Инструктора, соответствуете ли этим простым  требованиям профпригодности?   А если честно? 

 

   Итак, какой же йогой занимаемся мы?  Мы занимаемся  достижением большей целостности. Целостности тела и целостности/единства тела, энергии и ума.  Мы развиваем навык/состояние контроля тела и ума и осваиваем состояние расслабления/естественности.  Пока это так, можно говорить, что, по сути, мы занимаемся йогой.  Что конкретно мы делаем на «физкультурных» занятиях? Мы выстраиваем, формируем  правильную/оптимальную структуру тела и «закаляем» эту структуру, делаем ее более плотной. Понимая, что тело -  это не только структура, но и постоянное движение, мы обучаем свое тело физиологически и энергетически правильным стереотипам движения.  Понимая, что тело – не только движение внешнее, но и постоянное  внутреннее движение (циркуляция жидкостей, пульсация органов и клеток и т.д), процесс (если упрощенно - одна большая химическая реакция), мы осваиваем эффективные паттерны дыхания и способы влияния  на состояние организма через изменение дыхания и  воздействие на органы и системы (яркий пример - дыхательные ритмы, брюшные манипуляции  или «перевернутые» позы).  Зная, что структура,  движение, функция  разделены только нашим умом, а на деле – это одна целостная система, частью которой является и сам ум,  мы учимся  строить свою практику соответственно.  Как всё это выглядит? Это может выглядеть очень по-разному. Иногда это похоже на шаблонное представление о йоге или уроке  физкультуры  - в нашем случае, здоровой физкультуры. Иногда это скорее цигун или тайцзи. Порой это элементарные упражнения, похожие на лечебную гимнастику для совсем ослабших, а иногда наши занятия – это «день солдата Джейн». Иногда мы почти все занятие лежим и дышим определенным образом, а иногда долго и нудно учимся чувствовать ту или иную  часть тела.  Порой занятие проходит под лозунгом «шаолинь на сдается», а иногда «не закрываем глаза, чтоб не заснуть». Все бывает очень по-разному, выглядит очень по-разному (в начальной группе более однообразно, в группе "продолжающих" – более  разнообразно). Но абсолютно все занятия в итоге об одном, все – в одну сторону, в сторону более целостного, устойчивого и расслабленного состояния.  Как я неоднократно уже говорил, мы не работаем с упражнениями, мы посредством упражнений работаем со своим психофизическим  состоянием. Это два принципиально разных подхода.  Часто выполнение очень простых упражнений сдвигает человека к более здоровому состоянию и так же часто тот факт, что человек «освоил»  то или иное сложное упражнение делает его почти инвалидом (иногда не почти). И дело тут не в упражнении, а в подходе.   Если вы начинаете заниматься йогой (или не-йогой), помните об этом главном правиле – работайте при помощи упражнений над улучшением состояния тела и ума,  не жертвуйте своим здоровьем ради того, чтоб выполнить очередную закорюку. Опыт  показывает, что закорюка не приносит счастья. А вот целостность, расслабленность  и энергетическая плотность не просто приносят его, а являются, по сути,  описанием состояния счастья.  Если вы будете следовать такому подходу (работать над изменением состояния, а не над упражнениями), ваше психофизическое состояние будет  улучшаться независимо от  того, похожа ли ваша практика на йогу внешне или нет. И ваше состояние автоматически будет влиять на все проявления  вашей жизни (оно и сейчас влияет, кстати) – на то, как вы ведете дела и на то, как отдыхаете; на ваши отношения  и на то, насколько вы по жизни счастливы;  на то,  что вы излучаете  в мир своим присутствием и своими поступками. И тогда действительно можно будет говорить о том, что вы слегка йог (но лучше не вешать на себя очередной ярлык, даже красивый).   А на вопрос знакомых о том, какой  йогой вы занимаетесь,  вы смело сможете отвечать: «хорошей» .

 

 

Какой йогой

мы

занимаемся?

 

Дмитрий Куприянов, 2013